Для поддержания безотказной работы системы автополива необходимо минимум дважды в год выполнять техническое обслуживание. По окончании теплого сезона проводится консервация. Она включает компрессорную продувку трубопроводов, отключение насосной станции.
В весенний период система обязательно расконсервируется. Чтобы летом не было сбоев в работе все действия нужно выполнять правильно в соответствии с нижеприведенным планом.
Этап 1 Монтаж насосной станции
После летней эксплуатации насосная станция отключается и размещается для зимнего хранения в отапливаемом помещении. В период весенней расконсервации насос возвращается на свое место поблизости от резервуара с водой. Порядок действий противоположен тем, которые проводились полгода назад.
Если автополив установлен правильно монтаж насосной станции будет недолгим. Для этого нужно подключить магистральный трубопровод из накопительного бака и трубу, подающую жидкость непосредственно в контур автополива.
Этап 2 Удаление грязи из фильтрующих элементов и промывка системы
Исправная работа автополива зависит от чистоты воды, в которой не должно быть нерастворимых примесей в виде глины, песчаника или водорослей. Чтобы предотвратить попадание грязи система оснащается фильтрами, которые ставятся в следующие места:
- магистральный трубопровод, ведущий к автополиву участка, обычно монтируется в месте выхода из насосной станции и предотвращает проникновение грязи из источника водоснабжения;
- труба, ведущая к накопительному резервуару, — препятствует попаданию в него ила и песка;
- форсунки роторов и спринклеров для исключения загрязнения этих устройств.
Также существуют специальные фильтры для участков с капельным поливом. Они устанавливаются вблизи электромагнитных клапанов, перекрывающих водоподачу в зоны орошения. Препятствуют загрязнению капельниц.
Лучший период удаления грязи из фильтров — период весенней расконсервации. Скопившиеся в них примеси после окончания зимы стали хрупкими и обычно хорошо удаляются щеткой. В случае затруднений в очистке, потери целостности металлическими сеточками необходимо установить новые фильтры.
Очистка фильтрующих элементов — обязательная процедура. Игнорирование этого требования приводит к печальным последствиям, среди которых:
- потеря эффективности орошения, так как уменьшается точно рассчитанная дальность струи, растения не получают достаточного увлажнения и могут погибнуть;
- неисправность ротора, сопла, спринклеров, капельниц, неполадки насосной станции — ремонт и замена этого оборудования потребуют значительно больше расходов, чем периодическая очистка фильтров.
Промывка системы автополива считается несложной процедурой, но требующей определенного времени. Сначала откручиваются сопла из спринклеров и вместо них ставятся промывочные сопла. Затем система запускается обособленно по зонам. Процедура повторяется несколько раз до полного очищения канала подачи жидкости.
Этап 3 Наполнение резервуара
Далее следует наполнить накопительный резервуар. Для этого открываем кран подачи жидкости из источника водоснабжения, которым может быть скважина, водопровод, колодец. Одновременно проверяется исправность поплавка, блокирующего перемещение жидкости при наполненном баке.
В случае неисправности устройства его нужно заменить. Если поплавок не будет срабатывать вода станет литься наружу, что приведет к перерасходу, а при долгой бесконтрольной течи к потопу самих пользователей и их соседей.
Этап 4 Запуск автополива
После монтажа насосной станции, прочистки фильтра и максимального наполнения емкости водой можно приступать к пуску системы. При включенной станции магистральные трубопроводы (сегменты между насосным оборудованием и электромагнитными клапанами) заполняются жидкостью. Если установлены водоразборные розетки следует их поочередно открыть для удаления скопившегося в трубах воздуха.
Запущенной насосной станции нужно дать определенное время поработать для нагнетания в трубопроводе давления, а затем выключить. Первым делом проверяется герметичность системы — при отсутствии утечек давление не должно падать после выключения насоса. Если нормальное давление не создается, вероятно, произошла разгерметизация. Следует походить по участку и поискать зону утечки — ее выдаст скопление воды.
В случае нагнетания станцией максимального давления с последующим отключением — система исправна. Однако если замечено медленное уменьшение показателей давления на манометре возникает подозрение в негерметичности фитинговых соединений. Место утечки на установленном автополиве найти довольно трудно. Обнаружить неисправность можно позже, когда вода вымоет часть почвы, что приведет к появлению лужи.
Если запуск не вызвал нарекания или выявленные неполадки ликвидированы переходим к очередному этапу.
Этап 5 Настройка зонирования и контроль работоспособности
На заключительном этапе необходимо убедиться в работоспособности всех выделенных зон. С этой целью включается контроллер, после чего зоны по очереди запускаются вручную. Сначала из роторов и спринклеров станет удаляться воздух, что станет препятствием для их нормального поднятия. Однако после заполнения магистралей водой они начнут функционировать в штатном режиме.
На этой стадии необходимо обойти все зоны для проверки работоспособности роторов и спринклеров. При необходимости с помощью специальных ключей выполняется регулировка сектора и радиуса орошения. Неисправное оборудование подлежит обязательной замене. Если оставить хотя бы один нерабочий спринклер пострадает работоспособность этой зоны, так как при проектировании она рассчитана на заданный объем жидкости при оптимальном давлении. Игнорирование этого правила может привести к недостатку влаги и засыханию растений.
Возможные проблемы
- разгерметизация труб — возникает по причине движения грунта, избыточного давления снега, пучения почвы, целостность магистрали восстанавливается переборкой негерметичного соединения;
- некорректная работа форсунок — затрудняет подачу жидкости, проблема решается регулировкой узла, установкой нового сопла или оросителя;
- засорение отдельных сегментов труб — грязь перекрывает движение воды, для устранения неполадки выполняется промывка трубопровода с демонтажом форсунок;
- заиливание водозабора — насос не может забирать нужный объем воды, неисправность устраняется удалением загрязнений из водозабора, очисткой деталей насоса и фильтров.
После прохождения всех стадий расконсервации остается перевести контроллер в режим автополива и система готова работать в штатном режиме весь теплый сезон. При возникновении трудностей обращайтесь к мастерам компании «Водный Инженер», которые помогут устранить все неисправности и подготовят автополив к беспроблемной эксплуатации.